Информация об организации

«Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями» на 2022 -2024 годы

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – Управление) в целях реализации мероприятий по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями» на 2022 -2024 годы, в отношении земельных участков, предназначенных для веденияличного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства,строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищногостроительства, документы на которые оформлены до дня вступления в силуФедерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон№ 122-ФЗ) и расположенных на них объектов недвижимости, а также в связи с письмом Росреестра от 31.08.2022 № 14-7452-ТГ/22, обращает внимание на следующее.

Государственные акты, свидетельства и другие документы,удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическимлицам до введения в действие Закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическуюсилу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимоеимущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу сзаписями в ЕГРП выданные после введения в действие Закона № 122-ФЗ доначала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме,утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацииот 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единогогосударственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной УказомПрезидента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулированииземельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владенияземельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользованияземельными участками по формам, утвержденным постановлением СоветаМинистров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении формгосударственного акта на право собственности на землю, пожизненногонаследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»,свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденнойпостановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177«Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договорааренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временногопользования землей сельскохозяйственного назначения».

В силу статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ)права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона№ 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии ихгосударственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости(далее – ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится пожеланию их обладателей

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 333.35 Налогового кодексаРоссийской Федерации (далее – НК) государственная пошлина не уплачиваетсяза государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Закона№ 122-ФЗ права на объект недвижимости.

На основании статьи 12 Федерального закона от 30.06.2006№ 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан наотдельные объекты недвижимого имущества»:

исполнительные органы государственной власти и органы местногосамоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса РоссийскойФедерации, вправе обеспечивать проведение государственного кадастровогоучета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки,предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд илииндивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельныхучастках объекты капитального строительства;

в указанных целях исполнительные органы государственной власти иорганы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельногокодекса Российской Федерации:

- осуществляют прием заявлений граждан на проведениегосударственного кадастрового учета и государственной регистрации правграждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участкахобъекты капитального строительства;

- подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявленияо государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации правна земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объектыкапитального строительства, иные необходимые для государственногокадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, атакже получают документы после осуществления государственногокадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо после отказав осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственнойрегистрации прав.

Таким образом, принимая во внимание положения статей 15, 18, 21 Закона№ 218-ФЗ:

с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственнойрегистрации прав на указанные объекты недвижимости от имени гражданинавправе обратиться соответствующие органы государственной власти и органыместного самоуправления (форма заявления определена в приложении № 1 кприказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310);

в заявлении в качестве реквизитов документа, подтверждающегополномочия представителя заявителя, должны быть указаны статья 12 Закона№ 93-ФЗ и реквизиты заявления гражданина, поступившего в соответствующийисполнительный орган государственной власти или орган местногосамоуправления (учитывая, что форма данного заявления не установлена, ономожет быть подано в свободной форме). Кроме того, указанное заявлениегражданина должно быть представлено в орган регистрации прав в качестведокумента, подтверждающего полномочия органа государственной власти илиоргана местного самоуправления действовать от имени гражданина;

к заявлению прилагаются межевой или технический план объектанедвижимости в форме электронного документа (если заявлен государственныйкадастровый учет) и оригинал документа, являющегося основанием дляосуществления государственной регистрации прав (за исключением случаев, еслитаким документом является акт органа государственной власти или органаместного самоуправления, судебный акт).

При этом в части уплаты государственной пошлины предлагаемруководствоваться следующим:

если право собственности гражданина на земельный участок возникло наосновании документа, в котором поименован вид права «собственность», онобыло зарегистрировано в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона№ 122-ФЗ (т.е. до 31.01.1998), в том числе ему выдано свидетельство на правособственности на землю (государственный акт), такое право собственностисчитается ранее возникшим и в данном случае государственная пошлина загосударственную регистрацию ранее права собственности на земельный участокне уплачивается;

если в документе, выданном в отношении предоставленного до 30.10.2001(в том числе до 31.01.1998) земельного участка, не указан вид права или указаниной вид права – право пожизненного наследуемого владения, право постоянного(бессрочного) пользования, право собственности не является ранее возникшим и вэтом случае государственная пошлина за государственную регистрацию правасобственности на земельный участок уплачивается в размере, установленномподпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК;

если государственная регистрация прав осуществлена соответствующимуполномоченным органом (организацией) после 31.01.1998, но до создания натерритории соответствующего субъекта Российской Федерации учрежденияюстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то такаягосударственная регистрация считается осуществленной в соответствии сЗаконом № 122-ФЗ. Соответственно, государственная пошлина за повторнуюгосударственную регистрацию (осуществляемую территориальным органомРосреестра) права на объект недвижимости, которое было зарегистрировано вуказанный период в соответствии с Законом № 122-ФЗ уполномоченным органом(организацией), осуществлявшим регистрацию прав и учет объектов недвижимогоимущества, не должна взиматься.

Кроме того, Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –Закон № 518-ФЗ) устанавливает порядок выявления правообладателей ранееучтенных объектов недвижимости и внесения сведений о них в ЕГРН.

В целях реализации Закона № 518-ФЗ уполномоченные органы проводят натерриториях соответствующих субъектов Российской Федерации имуниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателейобъектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона № 218-ФЗсчитаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которыхмогут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесениясведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия пообеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенныхобъектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы наранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие правана ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления всилу Закона № 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости,подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.

Учитывая изложенное, полагаем, что если орган государственной власти,орган местного самоуправления располагает сведениями о правообладателеобъекта недвижимости, подпадающего под действие Закона№ 93-ФЗ, в том числе позволяющими идентифицировать его личность, в егораспоряжении имеются правоудостоверяющие или правоустанавливающиедокументы:

для целей государственной регистрации ранее возникших прав необходимополучение органом местного самоуправления заявления, предусмотренногопунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 93-ФЗ (что может быть в том числеорганизовано посредством выездного приема таких заявлений);

если в отношении объектов недвижимости, подпадающихпод действие Закона № 93-ФЗ и одновременно подпадающих под действиеЗакона № 518-ФЗ, не поступило от правообладателя такого объектанедвижимости заявление, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона№ 93-ФЗ, необходимо проведение мероприятий, предусмотренных Законом№ 518-ФЗ, с целью обеспечения внесения сведений о таких правообладателях вкадастр недвижимости ЕГРН.

Просим учесть указанную информацию в работе, а также при проведении разъяснительной работы с гражданами.

Прикрепленный файл:


631b1de87e30c905e4d9fc45_OMS_-_ranee_voznikshee_pravo__518fz.doc
(65.5 КБ)